10 вопросов о смысле жизни: баланс, превосходство или?..

И вот достаем вопросами Антона Горынина, драматурга, прозаика, завтра дипломированного сценариста, сегодня работающего в Доме литераторов методистом.

Антон Валерьевич Горынин – драматург, сценарист, прозаик. Родился в 1986 году в Оренбурге. Окончил филологический факультет Оренбургского государственного педагогического университета по специальности «Культурология». В настоящее время магистрант сценарно-киноведческого факультета ВГИК им. С.А. Герасимова (мастерская З.А. Кудри). Пьесы Антона Горынина неоднократно выходили в финал международных драматургических конкурсов. Лирическая комедия «Серая пьеса» вошла в очередной номер электронного «Дайджеста лучших пьес России» (Санкт-Петербургская гильдия драматургов, 2017 г.). Пьесы «Звонок» и «Мизантроп и Мизантропка» были поставлены в форме читок-перформансов Рязанским Центром современной драматургии в 2017 и 2019 годах. Короткие пьесы «Санитарка, или Как я решил жениться», «Связь прервалась» были поставлены в формате видеопостановок в рамках фестиваля коротких пьес «CoronaDrama» (реж. Д. Зыков и М. Шевцова, 2020). Автор монолога «Черепаховый стыд» для видеочитки в рамках проекта «Честно говоря» (реж. Е. Сальников, ВГИК, 2020). Соавтор сценария к короткометражному художественному фильму «Не Иван, или Как приручить Богатыря» (реж. Д. Шаблий, 2021). Автор трёх книг (проза, драматургия). Публиковался в журнале «Гостиный Дворъ», альманахе «Башня», электронной газете «Правды, 10» (Оренбург),  литературном альманахе «Складчина» (Омск), литературном приложении к «Независимой газете» «Ex Libris» (Москва). Лауреат Областной литературной премии им. С. Т. Аксакова и Региональной литературной премии им. П. И. Рычкова (2020). Лучший прозаик по итогам межрегионального семинара-совещания молодых писателей «Мы выросли в России» 2016 года. Победитель регионального литературного конкурса «Оренбургский край. XXI век – 2015» в номинации «Новые имена». Член Союза российских писателей. Работает ведущим методистом Областного Дома литераторов имени С.Т. Аксакова.

  • Антон, на мой взгляд человека с познаниями, далеко не сравнимыми с Вашими культурологическими, в текстах писателя Горынина (больше, чем у драматурга Горынина) есть нечто, роднящее их с литературой экзистенциалистов. Легкий налет абсурдности существования и никакой возможности персонажам повлиять на свою судьбу. Мне это показалось или действительно придерживаетесь такой концепции?

Специально никакой концепции я не придерживаюсь, просто пишу, как пишется. Экзистенциализм мне, конечно, близок. Абсурдность существования кроется, по-моему, в его бессмысленности. И да, я скорее фаталист, повлиять на свою судьбу человек по большому счёту не может, но вполне может изменить своё отношение к происходящему и к самому себе. 

  • Экзистенциализм как литературное течение берет начало (если вести речь о намеренном развитии темы) в философии Хайдеггера, говорившем об «оставленности», «брошенности» человека в этом мире, которому не поможет никто, кроме него самого. Вот эта ответственность за свое существование и принцип сознавания присутствия человека «здесь и сейчас» стали базой для экзистенциальной и динамической психологии. А у Вас человек подвержен влиянию чего-то неназываемого, никак не Бога и не Дьявола, но какой-то разрушительной силы, неумолимо ведущей к смерти, зачастую преждевременной. Вы сами-то веруете в наличие таких запредельных сил?

Я точно человек не религиозный. Но в некое высшее начало верю. Как говорил кинорежиссёр Луис Бунюэль, «слава Богу, я атеист». А что такое преждевременная смерть я вообще не понимаю. Человек умирает ровно тогда, когда приходит его время.

  • В одном из своих произведений Вы моделируете общество, переставшее читать и постепенно деградировавшее. Люди в нем стали изъясняться звуками, интонациями. Но! Эта тема уже разобрана Татьяной Толстой в романе «Кысь», сатирическом донельзя и пародирующим всё наше политическое бытие. Не страшились повторять «исследование» представляемой реальности? И что, неужели вы считаете, что прогресс может привести к такому печальному концу?

Речь, видимо, идёт о фантастической повести «Продавцы слов». Повторить кого-то я не страшился, напротив намеренно писал эту вещь так, чтобы она была похожа на все антиутопии сразу. Я сам всерьёз к этому произведению не отношусь, потому что это не полноценное произведение, а такой затянувшийся литературный этюд.

Думаю, что прогресс приведёт к печальному концу, если техническое развитие будет обгонять развитие ментальное, так, как это происходит сейчас.

  • Продолжая затронутое – общение даже с родными и близкими людьми становится все более аудиальным и визуальным без физического присутствия рядом, без невербальных сигналов, мы не видим иногда лица дорогих нам людей, не ощущаем запах, тонкие и умные энергии клубятся без выхода и обмена – не кажется, что главная проблема в этом – вынужденная изоляция по ячейкам огромных городов-муравейников?

«Города-муравейники» и вынужденная изоляция, конечно, виноваты. Но большой проблемы я здесь не вижу, просто меняется форма общения, способы коммуникации. Главное, чтобы общение было.

  • После одной моей попытки опубликовать на сайте «Правды, 10» психософское эссе о развитии идей Ницше и Юнга, где я сказал, что «мой Белый кит – воля», Вы ответили, что «мой Белый кит – баланс». Баланс чего, Антон? Вам не представляется, что мир держится на превосходстве, на дисбалансе в пользу инициативных, энергичных, «генераторов идей»? Какой вообще может быть баланс, равновесность, в Солнечной системе, где относительно маленькие планеты вращаются вокруг громадного светила? Что скажете?

Баланс – это то, к чему можно и нужно стремиться любому человеку, даже если он недостижим в принципе. Да здравствует баланс, «золотая середина», чувство меры во всём и всегда.  В ответе про «белого кита» я имел в виду именно это.

  • Трудно себе представить, откуда взяться балансу в произведениях, где доминирует некая катастрофа в жизни – персонаж повести «Собачки» падает с высоты, отвлекшись на восклицание прохожей, в драме о мизантропе и мизантропке главный герой рвет связи с социумом, но его насильно пытаются вернуть к общению. Прочитав этот сценарий, сразу захотелось спросить – Вы не путаете отвращение к человечеству с обычной интроверсией? Нет, я понимаю, что это ходовая нынче тема, молодежь разбегается по каморкам и самовыражается в Тик-Токе и комментах к постам в соцсетях, но все же. Как Вы относитесь к идее, что мизантропия – это не выбор модели поведения и судьбы как личной истории, это компонент психотипа?

Я-то хорошо понимаю разницу между мизантропией и интроверсией, но вот мои герои в пьесе «Мизантроп и Мизантропка» как раз этого не понимают. Из них двоих выживет тот, до кого дойдёт, что человеку всё-таки нужен человек, так уж мы устроены. Даже такой индивидуалист, как я, это понимает. Недавно на Ютуб-канале «ещёнепознер» вышло интервью с композитором Юрием Ханоном, который живёт затворником и тридцать лет практически не общался с внешним миром, тем более с прессой. Герой интервью резко противопоставляет себя обществу, но при этом то и дело заглядывает в глаза интервьюера очевидно в поисках сочувствия, одобрения и, самое главное, восхищения. Выглядит это трогательно и комично. А музыка у этого композитора потрясающая.

  • Немного о Вашей служебной обязанности как методиста Дома литераторов – контроль за контентом сайта «Правды, 10». Много текстов присылают? Приходится что-то отсеивать?

У меня нет прямой обязанности «контролировать» контент сайта «Правды, 10». Но я один из тех, кто читает и так или иначе работает с текстами, приходящими в адрес Областного Дома литераторов им. С. Т. Аксакова. В том числе в рамках отборочных этапов Всероссийского семинара-совещания молодых писателей «Мы выросли в России» и нашего ежемесячного поэтического конкурса «Стихоборье». Присылают много всего. В основном, присылаемое (не буду стесняться в выражениях) – треш и графомания. Но бывают и интересные вещи. Интересного несравнимо меньше, чем неинтересного. Всё интересное мы отбираем и рекомендуем к публикациям либо в электронном формате на ресурсах Дома литераторов (к коим относится и газета «Правды, 10»), либо на страницах оренбургского литературного журнала «Гостиный Дворъ».   

  • В пору моего становления как писателя были еще живы остатки коммунистической идеологии, социал-демократии, им противопоставляли новый, либеральный демократизм. Сейчас много говорят о безвременье, об отсутствии цели жизни российского общества. Вы как «инженер человеческих душ» можете резюмировать свои ответы – зачем жить?

Повторюсь, убеждён, что глобально смысла в жизни нет. Так что пусть каждый выбирает себе условный смысл жизни и живёт. А хочет, пусть живёт без смысла. Так даже, наверное, естественнее и правильнее будет.

  • Ваша учеба во ВГИКе. В ходе обучения появилось осознание – драматургию люблю больше, чем прозу? Или и здесь «баланс»? 😊

Я даже не ставил это на весы, прозу и драматургию. Драматургия мне нравилась и нравится больше. Скажу крамольную для сотрудника Дома литераторов вещь: мне вообще больше нравится театр и кино, чем собственно литература. (Хотя литература, безусловно, величайшее из искусств.)  А за несколько лет учёбы на сценарном факультете я окончательно понял, что у меня мышление киношника. Писать для экрана мне интереснее, чем писать прозу или что-то для сцены. Сейчас сам вижу, что «монтажность» моего мышления сквозит и в моих прозаических произведениях, и в театральных пьесах. Писать буду и то, и другое, и третье, но любые мои тексты на поверку всегда будут «движущимися картинками» нарисованными буквами.

Кроме того, последнее время есть ощущение, что внутри меня живёт маленький кинорежиссёр. Этот малыш ещё не родился, но и делать аборт уже поздно. Уже стучит ножками, хочет выйти наружу.

  • По традиции, в финале беседы – Ваше любимое произведение? Проза, пьеса, стихотворение?

Из прозы мне очень нравятся произведения Леонида Зорина, больше известного как драматурга, автора «Покровских ворот». Например, настоятельно рекомендую всем и каждому творческому человеку с амбициями прочитать маленький роман Зорина «Кнут».

С пьесами сложно. Который год отчаянно пытаюсь полюбить и понять современную отечественную театральную драматургию. Но не могу – скучно, пусто, раздражающе претенциозно. И чем дальше, тем хуже. Но что-то хорошее есть всегда и везде, навскидку могу назвать несколько имён современных российских драматургов, которых точно стоит почитать и посмотреть: Алексей Житковский, Василий Сигарев, братья Пресняковы, Ярослава Пулинович, Полина Бородина и, конечно, мой приятель, московско-оренбургский драматург Александр Тюжин (он же Павел Павлов, Владимир Зайцев).

Стихами интересуюсь меньше всего и плохо в поэзии разбираюсь. Но есть одно любимое стихотворение Велимира Хлебникова:

Из мешка
На пол рассыпались вещи.

И я думаю,
Что мир —
Только усмешка,
Что теплится
На устах повешенного.

Если бы я положительно относился к татуировкам, наколол бы эти строки на каком-нибудь из своих запястий.

Благодарим Антона за интересное общение и работу во славу оренбургской литературы!

Андрей Юрьев,

член Союза российских писателей,
редактор сайта «Алый цвет»

Нашли, что припомнилось?

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Делились
59082409