Главное – не переобуваться на ходу!

Откровенно говоря, я не думал, что доживу до сорока. А тут такое дело – почти 48, и как ни странно, лезут мысли, что раньше и дожди были теплее, и интересных девушек можно было в кино пригласить не просто так. А уж тем более такие воспоминания случаются, когда читаешь сборник рассказов молодого автора. Как, например, «Переобулся» Александра Кузнецова.

Нам было проще. Молодости 90-х мир представал поделенным на четыре категории – мажоры, ботаны, неформалы и гопники. Соответственно и музыка была в этих рамках, и книги, и контакты меж друзьями и подругами. Мир молодых сейчас и в точном отображении Александра Кузнецова (со словечками и оборотами речи, понятными любому нынешнему подростку и/или юноше) плотно опирается на «местечковость», что характерно было в прежние времена для уличных, «гопоты» – Терешки, Малуха… Вот разве что «маленький Ленин» и «ротонда» известны всем поколениям, и там исстари назначали встречи и свидания. У неформалов нашего розлива это звалось «биржей».

Александр пишет простым языком, далеким от эстетства, и потому совсем уж внезапное «парадигма профессии» режет слух, как заточка прямо в ухо, в мозг! Взгляд читателя в остальное время скользит по тексту, практически не спотыкаясь. Разве что веет холодком от внезапного перехода, сравнимо с кинофильмами, «крупного» плана диалогов и коротких, суровых описаний героев на план «общий», упоминание Белого моста и границы между Европой и Азией, как бы. Но если уж придираться – зачем вот эти подробности читателям из других регионов нашей необъятной страны? Что читателю, допустим, екатеринбургскому даст упоминание районов (локаций, как сейчас говорят не все еще) Оренбурга? Для раскрытия характеров и обрисовки типажей персонажей – ничего. Добротный, правдивый, реалистичный (в меру) рассказ скатывается на таких «спотыках» в «тему для бро» и сужает круг чтения до оренбуржцев и гостей из области. Хорошо, если я ошибаюсь!..

Удивило упоминание в рассказе современных литературных движений Оренбурга «Декадент» и «Другая среда». С фамилиями «резидентов», в том числе и самого автора. Это что, самореклама? Сам себя не похвалишь, никто? Почему-то литераторы нашего поколения и чуть более молодого если и упоминали «героев», создающих местный колорит, то под другими именами и с рефреном – совпадения имен и лиц считать случайными. «Другая среда», нельзя ли поскромнее? Кроме вас масса авторов, да и в «вашей среде» вскрылся случай плагиата, который вы пропускали мимо внимания не один месяц. Одно простительно – говорится, что события рассказа происходят в 2016 году. Что ж, 5 лет – для автора срок, можно и повзрослеть.

Лично у меня другие «герои» города, молодежи из «среды», может, даже неизвестные.

Я рассмотрел вкратце центральный рассказ сборника, ведущий, главный. В остальном подборка весьма неоднородная и несколько рыхловатая. Это касается и открывающей ее миниатюры с действующими лицами – смертными грехами. Для меня интересно как тяготевшего одно время к символизму, и указывает на некую «правильность», «принципиальность» героя. Четкий 😊 пацан Леха – возможно, твоя история переживет ее создателя, возможно!

Андрей Юрьев,
член Союза российских писателей

Нашли, что припомнилось?

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Делились
59082409