Зазывное
Ирина Дюгаева.
Стоит запомнить это имя, чтобы ждать новых шедевров. Но обо всём по порядку.
С первых строк чтение затягивает в подробно прописанный, узнаваемо-живой мир, в лучших традициях писателей 60-80-х годов. Любителям модерна это обычно кажется излишеством, ненужностью, мол, суть давай, чтоб в СМС умещалось. Нет! На чтение повести «Кумир» вам придется уделить частичку своей жизни, чтобы пообщаться с автором, вяжущей связь между современностью и доисторичностью Руси, временами дописьменными, веками Богов, хранящих Род.
Созревало зенитное солнце. Воздух был приятно-чистый, с озерца летела сырая свежесть. Облюбованное местечко на заросшем берегу пахло старым кедром и еловым можжевельником. Где-то в глуби леса неуемно стучалась желна.
Взгляд, слух, обоняние – всё полно живостью природы, самой Жизнью, не тронутой еще щупами Машины. И приход ее в девственные места, выпуск в тело Леса хоботов и клыков отзывается страшным сопротивлением – «идол», стерегущий древний Дуб, символ Рода, предпочитает пойти на явившихся расхитителей добра пожаром, в котором чуть не гибнет главный герой, Гриша.
Мир Дюгаевой храним Правью и будет интересен для знатоков ее и новых адептов Родноверия.
«Вырвать всё! Захапать, перемолоть и сожрать! Всё сожрать!» — скалились хищные ехидные морды рабочих мужиков, с довольством глядевших на свой гибельный труд.
Так представляются автору мотивы пришедших уничтожить лес во имя Прогресса, сломить баланс в обустройстве Мира, и укорять ее за резкость вовсе не хочется. Ибо последние десятилетия показывают, что богатые становятся только богаче, а бедные… Бедные так и хлебают беды вприкуску с драмами и вприглядку с трагедиями.
В целом повествование гармонично, цельно, неспешно, хотя эта распевность слога делает немного непривычной, так скажем, прямую речь персонажей, например:
– Ну говорю же, прекрасно поживает наш лиственник, прямо чудесно, лучше, чем мы тут. Вся деревня как на иголках. Только об этом и судачат. И валят всё на строителей. И председатель подливает масла, молчит в ответ на расспросы, ничего не говорит, если намекают на вину застройщиков.
Я пытаюсь сейчас избавиться от пристрастности собственного авторского взгляда, потому как не один год потратил на выработку стиля разговора персонажей, приближая его к несовершенству (да!) живой речи, поддающейся лишь немногим. И мне кажется, что некоторая книжность слога героев оправдана цельностью композиции повести. Тут каждое высказывание на своем месте, здесь оно и должно быть, предопределенное сверхлогикой ситуации. И неизбежно столкновение Города и Леса, жителя нашей цивилизации с убиваемой ежедневно Изначальностью:
– Вырубите свою тарахтелку, — незлобно бросил дедок, поджимая сухие губы. — Некрасиво она брынчит у вас.
– Нормальная у меня музыка, современная, — обиженно буркнул Алексей, однако послушно выключил телефон.
– Во-во, именно шта сувременная, — задирался чужак. — Энта ваша вша-современность токмо губит музыку природы. Уж как ни силься тут, Матушка, сувременности тебе не перебить. На кой вот ляд сдалась тебе музычишка в лесу? — Дедок так резко хлестнул в их сторону сощуренно-допытливым оком, что оба стушевались.
Ресурсы. Вся Земля – ресурс для производства. Вопрос только – для чего?
Ответ должен каждый дать сам. Гармония с Природой или шаг в Большой Космос, на другие планеты – где твоя Родина? И где обетованное тебе и твоему народу? И близок ли ты своему народу, еще хранящему память о Богах-Кумирах Древлего Мира?
Хватит на этом.
Вы всё прочтёте сами, если я вас заинтересовал ключом, строем повествования Ирины Дюгаевой. Вам чуждо описанное? Тем более ни к чему спойлеры.
Зазывное слово.
А рекламу повести «Кумир» пусть делают специалисты по детальному изучению Логоса, для этого сказа являющегося чужеродным понятием.
Андрей Юрьев,
член Союза российских писателей.